Кину сюда и эту инфу, потому как проблема очень актуальная. Паразитологов в стране нет. Поэтому и паразитов "ни у кого нет".
ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПАРАЗИТОЛОГИИ
Институт медицинской паразитолоии и тропической медицины им. Е.И.Марциновского Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, Москва
Ситуация по паразитарным болезням в России остается сложной. Сокращение кадров паразитологов отрицательно сказалось на качестве эпидемиологического надзора в области паразитарных болезней и привело к снижению настороженности врачей лечебно-профилактических учреждений. Положение усугубилось отсутствием противомалярийных препаратов и недостаточным спектром противогельминтных лекарств. Неконтролируемое увеличение численности домашних и бродячих собак в городах явилось причиной увеличения заболеваемости гельминтозами-зоонозами — ток-сокарозом и дирофиляриозом. Серьезной угрозой биологической безопасности страны стало появление на юге Краснодарского края эффективных переносчиков Aedes aegypti и Aedes albopictus. Эти комары являются эффективными переносчиками возбудителей комариных вирусных лихорадок: желтой, Денге, Чикунгунья и др.
Все без исключения возбудители болезней человека являются паразитами, использующими организм хозяина в качестве убежища и источника пищи. Однако по сложившейся классификации к паразитарным болезням относят только гельминтозы и протозоозы.
По данным английских исследователей в настоящее время известно 1415 возбудителей инфекционных и паразитарных болезней. Наибольшую группу составляют болезни, вызываемые бактериями и риккетсиями (538 нозологий). На втором мете стоят паразитарные болезни — 353 нозологии, а наименьшую группу составляют вирусные инфекции — 217 нозологий. До настоящего времени паразитарные болезни остаются одними из самых частых причин заболеваний людей в мире. По данным ВОЗ по числу больных среди всех инфекций и паразитозов кишечные гельмин-тозы стоят на втором месте после диарей — более 3,5 млрд случаев в год. На четвертом месте стоит малярия — 500 млн новых больных [4].
Почему же о паразитарных болезнях почти ничего не слышно? Вот что по этому поводу сказала Генеральный Директор ВОЗ Маргарет Чен в своем первом публичном выступлении. Паразитарные болезни — это не новые «пугающие» заболевания. Эта «невидимая» патология постоянно присутствует среди бедных слоев населения, вызывая неизмеримые страдания. Число больных с трудом поддается подсчету, хотя и исчисляется миллионами. Политики, средства массовой информации и организаторы здравоохранения пренебрегают этими болезнями, получившими название «neglected diseases» (неизлечимые болезни), отчасти потому, что названия этих болезней трудны для произношения. Ущерб, наносимый паразитарной патологией, неизмеримо больше, чем 270 выявленных случаев «птичьего гриппа», чем нас пугают уже 10 лет. Это было сказано 5 лет назад. Сейчас у гриппа, которым пугают, сменилось название [5].
Значимость паразитарной патологии, озвученная Генеральным Директором ВОЗ, полностью совпадает с оценкой экспертов Всемирного Банка. По их расчетам среди ведущих причин ущерба, наносимого человечеству всеми болезнями и травмами, на четвертом месте стоят кишечные гельминто-зы [2].
Паразитарные болезни вызывают задержку физического развития детей. Снижают трудоспособность взрослого населения. Больные дети плохо успевают в школе. На фоне паразитарных болезней наблюдаются осложнения течения беременности, а у мужчин может развиться бесплодие. В современном мире паразитарные болезни выступают самым массовым фактором, вызывающим иммуносуп-рессию. Поэтому помимо непосредственного ущерба паразитарная патология опосредованно способствует массовому появлению и распространению любых инфекционных и неинфекционных болезней. Распространенные гельминтозы снижают эффективность плановой вакцинопрофилактики [3].
Какова же ситуация по паразитарным болезням в Российской Федерации?
Регистрируемое число больных паразитарными болезнями практически равно числу больных всеми инфекциями без гриппа и ОРЗ. Однако это лукавая статистика. Больные паразитозами значительно хуже выявляются, чем инфекционные больные. Этому имеется несколько причин. Главная из них та, что врачи плохо знакомы с клиникой и диагностикой паразитарных болезней. Как правило, хуже осуществляется диагностика паразитарных болезней и в клинико-диагностических лабораториях. Поэтому, как показывает оценка, реальное число больных паразитарными болезнями в России превышает 20 млн [6].
Для организации успешной борьбы с паразитарными болезнями на территории Росий-ской Федерации усилиями институтов пара-
зитологического профиля и учреждений Роспотребнадзора создана необходимая инструктивно-методическая база. Институтом медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И.Марциновского был разработан и внедрен в производство необходимый спектр отечественных противо-гельминтных препаратов, что обеспечивает импортную независимость России по этой группе лекарств. Использование отечественных антигельминтиков, которые по параметрам качества не уступают зарубежным аналогам, дает выраженную экономию в 3 — 8 раз. Применение этих лекарств для массового лечения пораженного населения, в том числе детей, как свидетельствуют материалы ВОЗ, по своей экономической эффективности превосходит иммунопрофилактику кори.
Однако в последние годы выпуск этих лекарств в России был прекращен из-за отсутствия заявок со стороны лечебно-профилактических учреждений и учреждений Роспотребнадзора. Сложившееся положение явилось результатом разрушения паразитоло-гического звена как в здравоохранении, так и в системе Роспотребнадзора. Медицинская паразитология была изъята из списка базовых специальностей в системе учреждений Роспо-требнадзора, что отрицательно сказалось на подготовке кадров.
Упразднение паразитологических подразделений в учреждениях Роспотребнадзора и сокращение кадров привели к тому, что на сегодняшний день в службе насчитывается менее 150 врачей-паразитологов и менее 50 энтомологов. Поэтому в настоящее время в стране отсутствует эффективный надзор за работой ЛПУ по профилактике и лечению паразитозов. Полностью забыты постулаты наших корифеев, указывавших, что уровень заболеваемости паразитарными болезнями является показателем культурного развития и здоровья нации.
Наблюдаемое отсутствие политической воли делает нас неготовыми и к старым, и к новым вызовам в области массового распространения паразитарных болезней.
Практика уже привыкла, что в лечебных учреждениях годами отсутствует примахин, необходимый для радикального лечения малярии. Из-за отсутствия необходимых современных противомалярийных лекарств на территории России уже много лет эту инфекцию лечат по схемам почти 100-летней давности многократными курсами хлорохина, который «подлечивает», но не вылечивает. В
2012 г. в лечебных учреждениях и аптеках пропал и хлорохин, и аптеки не подтверждают его скорого появления.
Для городов нашей страны огромной проблемой стал безудержный рост численности домашних и бродячих собак. Это создает угрозу появления не только бешенства и недавно завезенного собачьего бруцеллеза, но также массового заражения людей собачьими глистами-токсокарами, от которых дети слепнут и получают выраженную легочную патологию и аллергию.
Резко расширился ареал единственного в России трансмиссивного гельминтоза диро-филяриоза, лечение которого возможно только хирургическим путем. Передачу этого паразитоза осуществляют кровососущие комары, в том числе, плодящиеся в затопленных подвалах домов. От этого паразита гибнут собаки и страдают люди.
Реальной угрозой биологической безопасности России стало появление новых переносчиков. Это не только и не столько паразитарная проблема. В последние 5 лет на юге России вновь после 50-летнего отсутствия появился эффективный переносчик арбови-русов, в том числе возбудителя желтой лихорадки, лихорадок Денге, Чикунгунья и других — комар Aedes aegypti. В 2011 г. в районе Туапсе впервые за всю историю были обнаружены комары Aedes albopictus. Этот так называемый азиатский тигровый комар проник из Юго-Восточной Азии в США, оттуда в Западную Европу, где вызвал эпидемию лихорадки Чикунгунья в Италии и на юге Франции [1].
Ситуация по паразитарным болезням в России остается сложной. Сокращение кадров паразитологов отрицательно сказалось на качестве эпидемиологического надзора в области паразитарных болезней и привело к снижению настороженности врачей лечебно-профилактических учреждений. Положение усугубилось...
cyberleninka.ru