1. р41 (флагеллин, 41 кДа – родоспецифичен, даёт перекрёстную реактивность с другими спирохетовыми и бактериями, обладающими флагеллином)
Белок р41 (флагеллин) характерен для многих микроорганизмов. И он может быть положительным, если в организме произошёл контакт иммунной системы с этоми микробами. Не забываем, что в нашем любимом организме присутствует огромное множество видов бактерий, вирусов и грибов. В том числе и морфологически сходных с боррелиями. Например, в ротовой полости в качестве сапрофитной микрофлоры обитают трепонемы (Treponema denticola), непатогенные спирохеты и другие извитые формы. В школе многие делали мазок из зубного налёта и смотрели под микроскопом. И больше всего там было именно извитых форм. Многие из них имеют сходное строение клеточной стенки и, соответственно, содержат этот или очень сходный белок. А если учесть не слишком большую достоверность иммунологических анализов вообще, то его нахождение или не нахождение диагностического смысла особо не имеет.
Чот за эпитопный тест я не знаю, никогда не сталкивалась.
2. Посев это, конечно, хорошо. И он не заменяет ПЦР, как и ПЦР не заменяет посев. Смысл один - нахождение непосредственно возбудителя. В этом большое преимущество по сравнению с иммунологией. Тут состояние иммунитета роли не играет. Если возбудитель есть, то всё ясно. Есть при этом антитела или нет, абсолютно не важно.
Но всё хорошо быть не может. Всё правильно, боррелии очень сложно вырастить. Необходимы специальные питательные среды, содержащие кровь, сыворотку, различные добавки. Плюс анаэробные условия (есть далеко не в каждой лаборатории). Плюс сроки. К тому же то, что выросло надо ещё идентифицировать - боррелия это или нет. А если выделенный штамм долго лечили антибиотиками, то его свойства могут быть изменены и идентифицировать до вида не всегда можно. Всё это достаточно сложно и дорого делать в обычных лабороториях, поэтому такие вещи делают, в основном, большие научные институты. Я думаю, что у тех учёных, которые и просвечают нас в выложенных интервью, такие возможности есть. Но для нас это пока не достижимо. В обычной бактериологической лаборатории, где есть все условия для рутинных анализов, выделение боррелий слабо осуществимо.
ПЦР в этом плане более доступный метод. И дешевле, и недолго, и сложностей меньше. Еслт обычная ПЦР-лаборатория, купи себе нужные тест-системы и вперёд. Но, опять же, всё хорошо быть не может. Тест-система имеет свою чувствительность. Она где-то на порядок выше, чем посев, но это не один микроб в литре крови. Кроме того, ПЦР слишком прицельная. Если она ищет какой-то вид, то это только этот вид и на похожие не среагирует. Посев в это плане гораздо лучше. Всё, что было, то и выросло. Даже если все нужные тесты не сработали, как положено, то хотябы род и с большой долей вероятности вид боррелий сказать можно. В крайнем случае, лечащему врачу можно сказать, что вот это очень похоже, но точно не определяется, пусть смотрит ,к чему ближе клиническая картина. С ПЦР такое не сделаешь. Тут либо есть, либо нет. И, если в тест-системе заложен только один вид, пусть даже и расширенный (как с боррелиями: 3 вида в одном), то только его и определить. Поэтому ту самую миямото никто не определяет ПЦР-методом. Её просто нет в наших тестах. А вот при посеве её вполне можно найти.
При этом материал будет что для посева, что для ПЦР одинаковый.